Мария Васильевна Якунчикова-Вебер (1870–1902) — ярчайшая представительница Серебряного века, одна из первых женщин в России, получившая профессиональное художественное образование. Профессиональное становление Марии Васильевны началось в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем она продолжила обучение в Париже в знаменитой Академии Родольфа Жюлиана и в мастерской гравёра Эжена Делатра, где в совершенстве освоила технику цветного офорта. Художница с равным успехом создавала картины, акварели, эскизы для вышивок, игрушек, а также живописные панно в оригинальной технике, разработанной ею на основе приёмов выжигания по дереву.
С колокольни Саввино-Сторожевского монастыря. 1891
М. В. Якунчикова родилась в состоятельной купеческой семье, связанной родственными узами с Мамонтовыми, Третьяковыми, Сапожниковыми, Алексеевыми. В зимнее время начинающая художница регулярно посещала рисовальные вечера, которые с 1884 года устраивал в московской квартире Василий Дмитриевич Поленов. В окружении Константина Коровина, Ильи Остроухова, Валентина Серова, Исаака Левитана и Елены Поленовой Якунчикова овладевала навыками ремесла. Летние месяцы юной художницы протекали в усадьбах, принадлежавших ее родителям, — Введенском, Мореве, Черемушках, но уже с 19 лет Мария Якунчикова с целью лечения туберкулеза по совету врачей вынужденно живёт в Париже, потом в Швейцарии. Но память о родных местах священна для художницы, и они нашли своё отображение на полотнах, исполненных в сложнейшей технике многослойной цветной гравюры, которую Мария Васильевна освоила первой в истории искусства России.
Из окна старого дома. Введенское. 1897
Увы, целебный воздух Европы не помог художнице побороть недуг и в возрасте 32 лет Мария Якунчикова скончалась, прожив короткую, но невероятно насыщенную жизнь, снискав почитателей своего ярчайшего таланта в обществе, которое настороженно относилось к художницам. Писатель и любитель гравюры Октав Юзан в 1896 году в статье о Якунчиковой восторженно отмечал:
Русский живописец и график, Константин Сомов, также воспевал художницу:
После смерти художницы её супруг Лев Вебер организовал первую выставку Марии Васильевны в Москве в 1905 году, привез из-за границы её работы и приложил все усилия, чтобы на Родине не забыли о таланте художницы. И сегодня, спустя 115 лет, мы видим, что разделённое между Европой и Россией наследие Якунчиковой-Вебер возвращается в любимую ее сердцем и душой страну — Россию.
Чехлы. 1987