В Третьяковской галерее завершается вторая за 115 лет ретроспектива работ Марии Якунчиковой-Вебер в России

5 марта 20213100

Париж и Россия соединились в ее творчестве в одно неразрывное целое, взаимно дополняя друг друга, исчерпывая ее душу. Париж со своей наглядной красотой, выраженной в таких определенных буквах и словах, дал ей проникновение в тайну речи, дал ей возможность понять Россию. Любовь к внешним вещам, обозначающим Россию, могла создаться только на фоне Парижа. Только Париж мог приучить ее оценить вещи, настолько привычные нашему глазу, что они перестали быть видимыми. Между видами русскими и парижскими есть глубокий параллелизм
писал о художнице Максимилиан Волошин

Мария Васильевна Якунчикова-Вебер (1870–1902) — ярчайшая представительница Серебряного века, одна из первых женщин в России, получившая профессиональное художественное образование. Профессиональное становление Марии Васильевны началось в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем она продолжила обучение в Париже в знаменитой Академии Родольфа Жюлиана и в мастерской гравёра Эжена Делатра, где в совершенстве освоила технику цветного офорта. Художница с равным успехом создавала картины, акварели, эскизы для вышивок, игрушек, а также живописные панно в оригинальной технике, разработанной ею на основе приёмов выжигания по дереву.

 

С колокольни Саввино-Сторожевского монастыря. 1891

С колокольни Саввино-Сторожевского монастыря. 1891

Офорт  — разновидность печатной графики, гравюры на металле, основанной на технологии глубокой печати. Позволяет получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения, на которых производится травление поверхности печатной формы кислотами. Офорт известен с начала XVI века. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие художники.

М. В. Якунчикова родилась в состоятельной купеческой семье, связанной родственными узами с Мамонтовыми, Третьяковыми, Сапожниковыми, Алексеевыми. В зимнее время начинающая художница регулярно посещала рисовальные вечера, которые с 1884 года устраивал в московской квартире Василий Дмитриевич Поленов. В окружении Константина Коровина, Ильи Остроухова, Валентина Серова, Исаака Левитана и Елены Поленовой Якунчикова овладевала навыками ремесла. Летние месяцы юной художницы протекали в усадьбах, принадлежавших ее родителям, — Введенском, Мореве, Черемушках, но уже с 19 лет Мария Якунчикова с целью лечения туберкулеза по совету врачей вынужденно живёт в Париже, потом в Швейцарии. Но память о родных местах священна для художницы, и они нашли своё отображение на полотнах, исполненных в сложнейшей технике многослойной цветной гравюры, которую Мария Васильевна освоила первой в истории искусства России.

 

Из окна старого дома. Введенское. 1897

Василий Дмитриевич Поленов — русский художник, педагог, профессор Императорской Академии художеств. Василий Дмитриевич занимался исторической, пейзажной и жанровой живописью. Народный художник РСФСР.

Увы, целебный воздух Европы не помог художнице побороть недуг и в возрасте 32 лет Мария Якунчикова скончалась, прожив короткую, но невероятно насыщенную жизнь, снискав почитателей своего ярчайшего таланта в обществе, которое настороженно относилось к художницам. Писатель и любитель гравюры Октав Юзан в 1896 году в статье о Якунчиковой восторженно отмечал:

….Можно задаться вопросом, как тонкие пальцы этой молодой девушки могли так умело обращаться с инструментом и наносить на доску с такой расчётливостью и аккуратностью канифоль и мягкий лак, создавать так красиво и эффектно шероховатое зерно, как наждачной бумагой, так и рулетками разных видов…

Русский живописец и график, Константин Сомов, также воспевал художницу:

Она <…> интересная художница, что очень большое исключение для женщин. Хорошо рисует, тонко чувствует тон и assez personelle [достаточно индивидуальна]. Техника мужская…
 
 
Апельсины. 1897

После смерти художницы её супруг Лев Вебер организовал первую выставку Марии Васильевны в Москве в 1905 году, привез из-за границы её работы и приложил все усилия, чтобы на Родине не забыли о таланте художницы. И сегодня, спустя 115 лет, мы видим, что разделённое между Европой и Россией наследие Якунчиковой-Вебер возвращается в любимую ее сердцем и душой страну — Россию.

 

Чехлы. 1987

Успешный диалог
Все просто
Верно!
В 2020-2021 годах Трианонский диалог уделяет приоритетное внимание вопросам экологии

Войдите или создайте профиль