«Трианонское» исследование ВЦИОМ отношения молодежи России и Франции к концепции устойчивого развития

30 декабря 20211230

По заказу Трианонского диалога Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) вновь в этом году провёл уникальное исследование. 

Для него в ноябре — декабре 2021 года были проведены онлайн-опросы населения в возрасте 18–35 лет во всех федеральных округах РФ и во всех регионах Франции.

Исследование показало, что установки большей части молодежи в России и Франции соответствуют парадигме устойчивого развития. Отвечая на вопросы относительно мер борьбы с экономическим неравенством, глобального партнерства стран и перехода на возобновляемые источники энергии, опрошенные 18–35 лет в обеих странах из двух альтернатив преимущественно выбирали те варианты ответов, которые соответствуют концепции устойчивого развития. Причем стоит отметить, что в России доля сторонников стратегий, соответствующих устойчивому развитию выше (73–86 %), чем во Франции (58–67 %).

Однако восприятие термина «устойчивое развитие» среди молодежи обеих стран различается: во Франции оно базируется на экологической тематике, а в России — на социально-экономической. Доминирующие ассоциации с термином среди французской молодежи — экология, возобновляемые источники энергии, окружающая среда, будущее и переработка отходов. В России молодые люди чаще всего связывают с ним экономический рост, повышение благосостояния, реформы, развитие без скачков и ущерба.

Термин «устойчивое развитие» на слуху у 81 % россиян и у 54 % французов в возрасте 18–35 лет. Такая разница объясняется тем, что в медийной повестке Франции тема устойчивого развития была на пике около 10 лет назад, а в России, наоборот, именно сейчас этому вопросу уделяют повышенное внимание. Это подтверждается данными о том, что в СМИ сталкивались с этим термином 35 % французских опрошенных и 64 % российских респондентов.

Текущая вовлеченность молодых людей в проекты, ориентированные на устойчивое развитие, в России — 27 %, во Франции — 46 %. Российская молодежь участвовала чаще всего в социальных проектах (12 %), а французская — в инициативах по экологии (15 %).

Потенциал участия в активностях в рамках концепции устойчивого развития достаточно большой. Тема интересна значительной доле молодых людей в обеих странах (в России — 73 %, во Франции 81 %).

Всероссийский центр изучения общественного мнения, ВЦИОМ (до 1992 года — Всесоюзный) — старейшая российская исследовательская организация, регулярно проводящая социологические и маркетинговые исследования на основе опросов общественного мнения.

О ключевых направлениях концепции устойчивого развития осведомлены около половины опрошенных в обеих странах (44 % в России и 52 % во Франции). Молодые люди в обеих странах сходятся в оценке наиболее значимого направления как для себя лично, так и для страны и мира в целом, — это хорошее здоровье и благополучие. Выбор данной цели обусловлен в первую очередь основной темой повестки последних двух лет — пандемией. Расхождение позиций молодежи двух стран касается оценки приоритетов экономического роста, который более важен для россиян, чем для французов. А также оценки приоритетности гендерного равенства, которое в России на всех уровнях является наименее значимым, а во Франции наоборот.

Анализ уровня информированности французской молодежи об устойчивом развитии и о ключевых направлениях концепции, а также степени вовлеченности в проекты по данной тематике, свидетельствует о том, что во Франции устойчивое развитие воспринимается не только и не столько как отдельный концепт, но как совокупность деятельности по направлениям его составляющим: гендерное равенство, борьба с изменением климата и т. д.

В России наблюдается высокая доля информированных о понятии «устойчивое развитие», несколько меньшее число осведомленных о ЦУР, и лишь 27 % среди респондентов тех, кто реально вовлечен в проекты по устойчивому развитию и поддерживает его отдельные компоненты.

Для повышения вовлеченности молодежи в инициативы, ориентированные на устойчивое развитие в целом, целесообразно повышать их информированность, вести кампании продвижения и мотивировать к участию в проектах по его отдельным трекам. Такой подход сможет повысить степень понимания, поддержки и участия в работе, направленной на устойчивое развитие как в целом, так и по его основным компонентам. 

С полным текстом исследования «Отношении молодежи России и Франции к концепции устойчивого развития» как на русском, так и на французском языке можно ознакомиться по ссылкам:

— на русском языке по ссылке.

— на французском языке по ссылке

Успешный диалог
Все просто
Верно!
В 2020-2021 годах Трианонский диалог уделяет приоритетное внимание вопросам экологии

Войдите или создайте профиль