7 «измов», без которых изобразительное искусство конца XIX — середины XX века не понять

30 мая1190

Понимание «большого искусства» — это серьезная интеллектуальная работа, необходимая для поддержания межкультурного диалога. 

Чтобы говорить на одном языке об искусстве, без терминологии не обойтись. Но в «измах» запутаться проще простого — один и тот же художник мог творить в нескольких направлениях, а одну и ту же картину искусствоведы могут относить к разным направлениям.

Постарались рассказать о некоторых из них максимально просто и не забыли указать, в каком музее выставляется тот или иной шедевр, относящийся к тому или иному направлению. Возможно, от понимания «великого и прекрасного» вас отделяет лишь несколько станций метро. 

Это интересно!

  • Появление импрессионизма — одного из семи ключевых «измов» искусства XX века — сделало художников свободнее и позволило отойти от традиционного представления об искусстве. 
  • Отличительная особенность всех семи «измов» искусства конца XIX – середины XX века — основная мысль художника выражена максимально ярко минимумом художественных средств. 
  • Самые известные и скандальные картины относятся к одному из этих «измов»

Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — это течение в искусстве появилось по Франции в последней трети позапрошлого века и покорило весь мир.

Основной своей задачей представители этого направление видели передачу неуловимости реальности, прекрасной в своей изменчивости и вечном стремлении к движению.

Термин «импрессионизм» обязан своим появлением критику журнала Le Charivari Луи Леруа. Придумывая заголовок для статьи о «Салоне отверженных», он использовал название картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant).

Вы удивитесь, но изначально «импрессионизм» использовался в довольно уничижительном контексте, подчеркивая скептическое отношение публики к мастерам, работающим в этой, как тогда казалось, «небрежной» манере.


«Восход солнца. Впечатление», Клод Моне
Изображение с сайта muzei-mira.com

Дама в саду Сент-Адресс, Клод Моне
«Дама в саду Сент-Адресс», Клод Моне
Изображение с сайта muzei-mira.com

Стог сена около Живерни, Клод Моне
«Стог сена около Живерни», Клод Моне
Изображение с сайта muzei-mira.com

Сад художника в Живерни, Клод Моне
«Сад художника в Живерни», Клод Моне
Изображение с сайта muzei-mira.com

Клод Моне французский живописец, один из основателей импрессионизма.

Символи́зм (фр. symbolisme) — одно из основных и самых загадочных направлений в искусстве (хорошо прослеживается не только в живописи, но и в музыке, литературе). Характерные черты: стремление к экспериментам, использование символики, недосказанности и намека.

Невозможно представить это течение в живописи без Поля Гогена, Михаила Врубеля и Николая Рериха.

Сбор плодов, Поль Гоген
«Сбор плодов», Поль Гоген
Изображение с сайта muzei-mira.com

Пантелеймон-целитель, Николай Рерих
«Пантелеймон-целитель», Николай Рерих
Изображение с сайта muzei-mira.com

Будда-победитель, Рерих
«Будда-победитель», Рерих
Изображение с сайта muzei-mira.com

Демон сидящий, Михаил Александрович Врубель
«Демон сидящий», Михаил Александрович Врубель
Изображение с сайта muzei-mira.com

Эжен Анри Поль Гоген — французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма.
Михаил Александрович Врубель русский художник, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.
Николай Константинович Рерих русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель.

Фови́зм (фр. fauvisme, от фр. fauve — дикий) — удивительно плодотворное для своей скоротечности направление. Считается, что весь «дикий» период длился с 1904 по 1908 год.

Характерный прием — обобщение пространства рисунка, обозначение формы простым очертанием, отказ от светотени и линейной перспективы. 

Мы говорим фовизм, подразумеваем — Анри Матисса. Хотя у него этому направлению был посвящен лишь один период творчества, но именно оно оказало формообразующее влияние на его путь в искусстве. Художник создал новый стандарт изображения — все внимание уделено пятну, а не линии.

Радость жизни, Анри Матисс
«Радость жизни», Анри Матисс
Изображение с сайта muzei-mira.com

Красные рыбки, Анри Матисс
«Красные рыбки», Анри Матисс
Изображение с сайта muzei-mira.com

Вид Коллиура, Анри Матисс
«Вид Коллиура», Анри Матисс
Изображение с сайта muzei-mira.com

Анри Эмиль Бенуа Матисс — французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.

Куби́зм (фр. cubisme) — это модернистское направление в изобразительном искусстве, появившееся во Франции в начале прошлого века. Кубисты стремились представить сложный трехмерный предмет в виде простых элементов, словно собранных на холсте уже в двухмерном пространстве. 

Возникновение этого направления нераздельно связано с именем Пабло Пикассо. Считается, что именно его «Авиньонские девицы» положили начало кубизму.

Авиньонские девицы, Пабло Пикассо
«Авиньонские девицы», Пабло Пикассо
Изображение с сайта cvetamira.ru

Свидание, Пабло Пикассо
«Свидание», Пабло Пикассо
Изображение с сайта kraeved1147.ru

Пабло Руис-и-Пикассо Испанский и французский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер, основоположник кубизма.

Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение, выразительность) — течение эпохи модернизма, особо проявленное в первые десятилетия прошлого века в Германии и Австрии.

Экспрессионисты старались не воспроизвести реальность, а передать эмоциональное состояние. Наверное, поэтому оно стало первым течением живописи, полноценно представленным в искусстве кино.

Крик, Эдвард Мунк
«Крик», Эдвард Мунк
Изображение с сайта muzei-mira.com

Арльские дамы (Воспоминание о саде в Эттене), Ван Гог
«Арльские дамы» («Воспоминание о саде в Эттене»), Ван Гог
Изображение с сайта muzei-mira.com

Красные виноградники в Арле. Монмажор, Ван Гог
«Красные виноградники в Арле. Монмажор», Ван Гог
Изображение с сайта muzei-mira.com

Эдвард Мунк — норвежский живописец и график, один из первых представителей экспрессионизма, самым узнаваемым образом которого стала картина «Крик».
Винсент Виллем Ван Гог — нидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись XX века.

Пуантилизм (фр. pointillisme, от фр. point — точка второе название дивизионизм) — стилистическое направление в живописи неоимпрессионизма. Отличительная особенность — манера письма раздельными мазками, в форме точки или прямоугольника. Художники-пуантилисты отказались от смешения красок на полотне или палитре, ради достижения этого эффекта на сетчатке глаза зрителя.

Вид из моего окна, Камиля Писсарро
«Вид из моего окна», Камиль Писсарро
Изображение с сайта muzei-mira.com

Жакоб Абраам Камиль Писсаро французский живописец, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма.

Абстракционизм (лат. abstractio — удаление, отвлечение), или нефигуративное искусство — революционное направление искусства, радикально отказавшееся от приближенного к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Художники сосредоточились на изображении сочетаний цвета и формы ради того, чтобы показать зрителю идеальную в своей завершенности композицию. Это направление неразрывно связано с именами Василия Кандинского и Казимира Малевича.

Желтое-красное-синее, Василий Васильевич Кандинский
«Желтое-красное-синее», Василий Васильевич Кандинский
Изображение с сайта muzei-mira.com

Импровизация 7, Василий Васильевич Кандинский
«Импровизация 7», Василий Васильевич Кандинский
Изображение с сайта muzei-mira.com

Композиция VII, Василий Васильевич Кандинский
«Композиция VII», Василий Васильевич Кандинский
Изображение с сайта muzei-mira.com

Чёрный квадрат, Казимир Северинович Малевич
«Чёрный квадрат», Казимир Северинович Малевич
Изображение с сайта ru.wikipedia.org

Василий Васильевич Кандинский русский художник и теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма.
Казимир Владимирович Малевич российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма — одного из крупнейших направлений абстракционизма.
Успешный диалог
Все просто

Войдите или создайте профиль