Главный ленд-арт художник России снова становится живописцем и продолжает дело Клода Моне.
В середине сентября, когда немногочисленные герои российского ленд-арта давно закрыли сезон, в деревне Никола-Ленивец (Калужская область) вовсю кипит работа: художник, основатель фестиваля «Архстояние» Николай Полисский вместе с волонтерами из соседних деревень заготавливает лозу для своего нового объекта — «Угруан». Строить его начали еще летом, к очередному фестивалю, который традиционно проходит в июле, но «авантюра», как называет проект сам автор, предсказуемо растянулась на несколько месяцев. Название, как и в случае с другими работами Полисского, появилось неслучайно: «Угруан» — сокращенно угорский Руан, или Руанский собор на Угре — оммаж знаменитому художественному циклу Клода Моне. Свой «Руанский собор», состоящий из тридцати картин, французский художник-импрессионист писал на протяжении трех лет, Полисский обещает уложиться в год и показать готовую скульптуру уже к началу следующего лета.
«Угруан» — это новый и без преувеличения экспериментальный объект для всего Никола-Ленивца, который и сам по себе — один большой полигон для архитектурных и художественных испытаний российских художников. Экспериментальный он в первую очередь потому, что это одна из немногих здешних работ, в которой присутствует искусственный цвет. Более того, это единственный объект, в котором цвету отведена первостепенная роль — совсем как в живописи. «В «Угруане» я решил вспомнить себя в первом помовении, ведь до сорока двух лет я был живописцем и очень хорошо знаю законы этого искусства, — признается Полисский. — И я так же хорошо знаю, что тема живописи в мировой культуре, в общем-то, закончена: полтора столетия царствования живописи давно прошли. Я это осознал достаточно поздно и сразу же принял решение заниматься чем-то другим. Альтернативой живописи стал ленд-арт, которому я посвятил больше двадцати лет. Но в работе с ландшафтными скульптурами нет цвета — здесь другие средства выразительности. В своей новой работе я решил закольцевать себя, вспомнить свой художественный опыт».
Николай Полисский признается: воплощением живописи в ее настоящем смысле для него всегда были импрессионисты, главным образом Клод Моне.
Скульптура, по форме напоминающая очертания Руанского собора, будет состоять почти из 20 тысяч разноцветных лозовых прутьев, очищенных и окрашенных вручную. «Угруан» станет одной из самых масштабных композиций на территории Никола-Ленивца — его высота составит более 25 м (для сравнения: высота знаменитого «Бобура» того же Полисского — 22 м). По словам организаторов «Архстояния», появление нового объекта — важный шаг в сторону дальнейшего развития территории парка. Полностью освоить ее художественными способами пока не получается: из 600 га земли используется меньше половины. «Для меня важно, что «Угруан» — большой объект, очень ясно маркирующий пространство, и он один может держать под своим пластическим руководством территорию в несколько гектаров. Это значит, что он будет отдельной доминантой и, надеюсь, точкой притяжения для посетителей фестиваля и всего парка», — уверен Николай Полисский.
«Архстояние» — единственный в России ленд-арт фестиваль, основанный Николаем Полисским в 2006 году. В разное время его участниками становились самые известные российские архитекторы — Александр Бродский, Владимир Плоткин, Юрий Григорян, Борис Бернаскони, Сергей Чобан и многие другие. Организаторы фестиваля называют своей целью создание нового подхода к развитию территорий и представляющий идею взаимодействия с ландшафтом средствами творческих практик и современного искусства.