«Парижские вечера» баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера

23 сентября 20182780

Даты проведения: 25 сентября 2018 — 13 января 2019
Пресс-показ: 24 сентября, 12:00
Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
Кураторы выставки: Сильви Бюиссон (Париж), Алексей Петухов (старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков)

ГМИИ им. А. С. Пушкина представляет выставку «Парижские вечера баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера», которая расскажет о салоне баронессы Элен Эттинген и художественной жизни Парижа времен расцвета авангарда. На выставке будут представлены ранее неизвестные документы и материалы из частного архива французских наследников баронессы — семейства Руссо, — наравне с произведениями из крупнейших французских музеев искусства ХХ века — Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду, Музея Оранжери, Музея современного искусства города Парижа, а также Художественного музея Атенеум (Хельсинки), музея Пти-Пале (Женева) и Национальной библиотеки Франции. Зрители увидят около 30 картин, до полусотни рисунков, уникальные архивные материалы, произведения прикладного искусства и дизайна. Выставка организована при поддержке Mastercard.

Центральной темой выставки станет салон баронессы Эттинген — одна из ключевых точек на художественной карте Парижа начала XX века, место встреч новаторов в искусстве — художников, литераторов, критиков и музыкантов. Урожденная польская аристократка Елена Миончинская, в замужестве баронесса Эттинген, прибыла в Париж вместе со своим двоюродным братом, талантливым художником Сергеем Ястребцовым, в 1910-е годы принявшим псевдоним Серж Фера. Страсть к новому искусству, накал творческой энергии, постоянные яркие инициативы, нередко принимавшие форму романтических связей, сделали баронессу Эттинген и Сержа Фера одними из основных фигур творческой жизни того времени.

Их апартаменты на бульваре Распай на Монпарнасе, декорированные африканской скульптурой (Эттинген и Фера были одними из первых, кто оценил эти необычные предметы коллекционирования), были привлекательны для талантов, творивших во всех видах искусства. За долгие годы баронесса Эттинген и Серж Фера сумели придать импульс десяткам авангардных проектов и на равных участвовать в них: в их «ближнем круге» были Пабло Пикассо, Жорж Брак, Анри Матисс, Андре Дерен, кубисты «Золотого сечения» и итальянские футуристы, мастера Парижской школы, поэты Гийом Аполлинер и Жан Кокто. Именно Эттинген и Фера одними из первых открыли художника Анри Руссо и начали собирать его картины.

Отдельная часть выставки посвящена Эттинген и Фера в роли покровителей авангарда. В 1910-е годы в салоне баронессы встречались и обменивались идеями Жан Метсенже, Робер Делоне, Фернан Леже, Франсис Пикабиа, взаимно обогащая художественные методы друг друга. Композиции самого Сержа Фера по своей экспрессии не уступают хрестоматийным образцам кубизма. Возлюбленный баронессы, художник из Финляндии Леопольд Сюрваж, стал одним из первооткрывателей абстрактного искусства.

Специальный раздел экспозиции расскажет о литераторах. Поэты и писатели пользовались особым расположением баронессы. В ее доме звучали стихи Аполлинера, Кокто, Макса Жакоба, Андре Сальмона. Легендарным стал журнал «Парижские вечера» (Soirées de Paris), который Эттинген и Фера в 1913 году «подарили» своему другу Гийому Аполлинеру. В издании печатались авангардные поэты и публиковались статьи о самых интересных художниках.

1917 год стал временем новаторских театральных проектов в Париже. Наряду с «Парадом» в декорациях Пикассо, таким прорывом стала и оформленная Сержем Фера пьеса Аполлинера «Груди Тиресия», названная авторами «сюрреалистической» — это знаменитое слово прозвучало тогда впервые.

Революция в России лишила Эттинген и Фера доходов, превратила их из щедрых меценатов в неутомимых авторов все новых творческих инициатив. Баронесса писала стихи и публиковалась, общалась и сотрудничала с музыкантами знаменитой французской «Шестерки» и художниками Парижской школы. Ее опыты 1920-х в моде и дизайне, пронизанные эстетикой ар-деко, перекликаются с работами знаменитой современницы Сони Делоне. В свою очередь, Серж Фера в межвоенное двадцатилетие прославился своими театральными проектами и философскими композициями с арлекинами, которыми вдохновенно восхищался Кокто. Дожив до преклонных лет, Фера остался хранителем памяти о временах становления авангарда, тщательно сохранив архив баронессы Эттинген.

Благодаря выбору работ выставка отражает новый дух, вдохновленный «Парижскими вечерами». Этот дух определил тенденцию художественной жизни Монмартра и Монпарнаса и увлек за собой всю артистическую молодежь мира, которая прибывала из Европы (Италии, Испании), Америки, а также с Востока. Именно из этого постоянного движения увлеченных критиков и рождаются кубизм, орфизм, футуризм, дадаизм и сюрреализм — авангардные движения, которые укрепляют статус Парижа как мировой столицы искусств.
Сильви Бюиссон, куратор выставки (Париж)
Сильви Бюиссон - искусствовед, член французского союза экспертов с 1989 года, была делегированным куратором в Музее Монпарнаса в Париже с 2002 по 2007 год.
Мы поставили перед собой задачу на этой выставке воссоздать живую и насыщенную атмосферу парижской жизни баронессы Эттинген 1900-х — 1950-х годов. Биография героини здесь выходит на первый план. Изучение ее жизни не менее важно, чем исследование образов и символов в искусстве. Баронесса Эттинген выступала не только в роли музы художников, но и была соавтором, организовывала выставки, покупала работы. На примере этой неординарной и очень яркой личности можно увидеть процесс эмансипации в начале XX века, личного поиска свободы и освобождения искусства.
Алексей Петухов, куратор выставки, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
Алексей Петухов – куратор выставки «Щукин. Биография коллекции», старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. Пушкина.
Выставка «Парижские вечера баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера» — второй проект в выставочном сезоне, который мы для себя назвали «осенью Пикассо». Пикассо является одним из героев выставки. Однако центральное место здесь принадлежит баронессе Эттинген, уникальной женщине, которой удалось сконцентрировать вокруг себя весь цвет парижского авангарда начала XX века. Это чрезвычайная удача для музея получить возможность показать архив баронессы, который ранее никогда не выставлялся, и рассказать широкой публике загадочную и незаурядную историю ее жизни.
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А. С. Пушкина

Образовательная программа к выставке состоит из двух частей. Одна из них пройдет в рамках масштабного образовательного цикла «Осень Пикассо», объединяющего три проекта — выставки «Анатомия кубизма», «Парижские вечера баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера» и «Пикассо & Хохлова». Другая — включает авторскую программу лекций, составленную куратором выставки Алексеем Петуховым. Также специально к выставке отдел инклюзивных программ ГМИИ им. А. С. Пушкина подготовил серию мероприятий для людей с особыми потребностями.

Пресс-служба ГМИИ им.А. С. Пушкина:
+7 499 678 34 27
press@arts-museum.ru
pushkinmuseum.art

Марина Лошак  — советский и российский куратор, галерист, арт-менеджер, коллекционер, музейный работник. Директор ГМИИ им. А. С. Пушкина с 2013 года.

СПРАВКА

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина — музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний мирового искусства, хранящий памятники, созданные мастерами разных эпох, — от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. Сегодня фонды музея насчитывают около 700 тысяч произведений. Жемчужиной собрания является одна из самых известных в мире коллекций произведений французских импрессионистов и постимпрессионистов.

Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду (Париж)
Государственный музей современного искусства / Центр индустриального творчества — преемник Люксембургского музея, созданного в 1818 году и предназначенного для размещения приобретенных государством работ современных французских художников. В музее находится самая большая в Европе и одна из двух крупнейших в мире коллекций современного и новейшего искусства, которая включает в себя более 100 000 произведений с 1905 года до наших дней.
В 1977 году, с открытием Центра Жоржа Помпиду по проекту архитекторов Ренцо Пиано (Renzo Piano) и Ричарда Роджерса (Richard Rogers), началось активное формирование коллекций музея. Разнообразный характер собрания, ориентированного на новейшее искусство, в значительной степени влияет на политику приобретений Центра: здесь экспонируются работы представителей современного искусства со всего мира. Коллекции музея постоянно пополняются, не в последнюю очередь благодаря щедрости меценатов, и открывают посетителям новые горизонты.

Музей Оранжери (Париж)
Музей Оранжери в Париже является филиалом Музея Орсэ и расположен в западном конце сада Тюильри в здании бывшей оранжереи. В коллекции музея представлены работы Клода Моне, Поля Сезанна, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Пьера-Огюста Ренуара, Амедео Модильяни, Андре Дерана, Хаима Сутина, Мари Лорансен, Мориса Утрилло, Поля Гогена, Альфреда Сислея, Анри Руссо и других художников.

Музей современного искусства города Парижа
Один из крупнейших музеев современного искусства во Франции. Собрание музея насчитывает более 11 000 работ. В постоянных коллекциях представлены все основные художественные направления с начала XX века до наших дней, в том числе работы Пикассо, Дюфи, Модильяни, Дерена, Пикабиа, Шагала, Болтански, Паррено, Питера Дойга и др.

Художественный музей Атенеум (Хельсинки)
Художественный музей Атенеум является обладателем старейшей и самой крупной в Финляндии коллекции художественных произведений. В его фондах более 4300 картин и около 750 скульптур. Коллекция зарубежного искусства включает более 650 произведений живописи, скульптуры, рисунков и печатной графики.

Музей Пти-Пале (Женева)
Музей Пти-Пале был основан в 1968 году швейцарским коллекционером и меценатом Оскаром Гезом. Его коллекция насчитывает более 1500 произведений изобразительного искусства 1870–1930 годов: Поля Сезанна, Пьера Огюста Ренуара, Гюстава Кайботта, Поля Гогена, Кееса ван Донгена, Мориса де Вламинка, Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Цугухару Фужиты, Джорджо де Кирико, Сальвадора Дали и других, а также художников русского зарубежья: Хаима Сутина, Марка Шагала, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова.

Национальная библиотека Франции
Национальная библиотека Франции хранит собрание национального документального наследия. Коллекции Национальной библиотеки не имеют равных в мире: это 15 000 000 и печатных изданий; рукописи, гравюры, фотографии, карты и планы, партитуры, монеты, медали, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, декорации, костюмы. Ежегодно в фонды библиотеки поступают около 150 000 документов.

Росбанк
Росбанк — универсальный банк в составе международной финансовой группы Societe Generale. Стратегия Группы нацелена на повышение качества обслуживания клиентов и выход на лидерские позиции в области инноваций, обеспечение роста за счет развития бизнеса, усиление взаимодействия между подразделениями и достижение устойчивой доходности.
Росбанк обслуживает более 4 млн частных клиентов в 70 регионах России. Сеть банка насчитывает порядка 350 отделений и более 30 тыс. банкоматов партнерской сети, включая 2200 собственных. Росбанк включен Банком России в перечень 11 системно значимых кредитных организаций.

Mastercard
Mastercard — технологическая компания, работающая в глобальной платежной индустрии. Мы управляем самой быстрой в мире сетью обработки платежей, которая соединяет потребителей, финансовые институты, торговые организации, правительственные и деловые структуры более чем в 210 странах и территориях. Продукты и решения Mastercard позволяют проще, безопаснее и эффективнее решать повседневные задачи, например, делать покупки, путешествовать, вести бизнес и управлять финансами. Следите за нами на Twitter и Mastercard Facebook, присоединяйтесь к обсуждениям в блоге Beyond the Transaction и подпишитесь на наши новости Engagement Bureau.

Успешный диалог
Все просто
Верно!
В 2020-2021 годах Трианонский диалог уделяет приоритетное внимание вопросам экологии

Войдите или создайте профиль