«Карантинная» подборка для ценителей балета

10 апреля 202013300

Пожалуй, можно смело сказать, что балет — это вид искусства, в котором сотрудничество между народами России и Франции было самым плодотворным. Время, когда должность главного балетмейстера Императорских театров занимал француз Мариус Петипа, называют золотой эпохой русского балета. Другой выдающийся французский хореограф Морис Бежар учился балетному мастерству у мигрантов из России и впоследствии ставил спектакли с участием Майи Плисецкой.

​Балет объединяет наши страны и сегодня. Постановки по произведениям Чайковского по-прежнему входят в репертуары крупнейших французских театров, а гастроли Большого театра — долгожданное событие для каждого ценителя искусства. В 2017 году балетную труппу Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко возглавил этуаль Парижской оперы, член Координационного совета «Трианонского диалога» Лоран Илер.

Редакция «Трианонского диалога» подготовила для вас «балетную» подборку, которая скрасит время на самоизоляции, — собрали спектакли в исполнении лучших балетных трупп России и Франции, продумали образовательную часть — вы найдете ссылки на статьи, документальные фильмы и передачи о балетном искусстве, не забыли и про важность развлечений на карантине — рекомендуем художественные фильмы и сериалы по теме и даже мультфильм.

  • Постановки французского балетмейстера Мориса Бежара «Айседора» и «Болеро» в исполнении Майи Плисецкой и артистов балета Большого театра.

Можно посмотреть по ссылке

  • Балет «Кармен-сюита», поставленный на основе оперы Ж. Бизе «Кармен» в оркестровке композитора Родиона Щедрина. Главную партию исполняет Майя Плисецкая.

Можно посмотреть по ссылке.

  • Балет «Жизель» (МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко).

Можно посмотреть по ссылке.

  •  Балет «Эсмеральда» по мотивам романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» (МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко).

Можно посмотреть по ссылке.

  • Балет «Лебединое озеро» в постановке Р. Нуреева (Парижская национальная опера).

Можно посмотреть по ссылке.

  • Балет С. Прокофьева «Золушка» в исполнении труппы Парижской национальной оперы (трансляция будет доступна с 18 апреля).

Можно посмотреть на французском по ссылке.

  • Балет «Щелкунчик» (трансляция постановки Большого театра состоится 10 апреля в 19:00).

Можно посмотреть по ссылке

  •  Передачи радиостанции «Орфей» о Морисе Бежаре (ведущая — балерина Илзе Лиепа).

Гений Танца, В поисках себя, Всепобеждающая весна, Хорхе Донн, Бежар в России и труппа в Лозане.

  • Статья «Русский балет от А до Я: полная история культурного феномена».

Можно прочитать на французском по ссылке.

  • Выпуск радиопередачи «Une vie, une œuvre» о Сергее Дягилеве и «Русских сезонах».

Можно послушать на французском языке по ссылке

Как еще прикоснуться к прекрасному в условиях карантина читайте по ссылке.

«Ролан Пети. Между прошлым и будущем» (2009)

Этот документальный фильм — портрет хореографа и признанного классика балета. В картине есть только он один, но он вспоминает всех, с кем ему посчастливилось встретиться. Он объездил весь мир, но его сердце тронули лишь те города, где его ждал настоящий успех. Лучшей музыкой для него была тишина замершего в восхищении зала, а лучшей книгой — та, по которой он мог поставить свой новый балет.

Все, кто с ним работает сегодня, знают, как жесток и одержим был Ролан Пети, и только немногие догадываются, как он был способен любить и ценить истинный талант.

Можно посмотреть по ссылке

«И это всё — балет» (2017)

«Легче самому выйти на сцену и станцевать партию, чем следить из-за кулис за выступлением своих учеников» — признаётся ректор Академии русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе. Ведь балетное искусство — это не только красота и гармония. Это ежедневная работа до седьмого пота и постоянное нервное напряжение. Этот документальный сериал рассказывает о тех, кто только начинает свою творческую карьеру, и о тех, кто уже достиг определённых высот в профессии. Жизнь артиста полна неожиданностей, далеко не всегда приятных, но необходимо научиться держать удар и каждый день быть в форме: ведь зрители ждут своих кумиров!

Можно посмотреть на русском языке по ссылке и на французском языке по ссылке.

«Танцовщик» (2017)

Этот документальный фильм режиссера Стивена Кантора рассказывает о жизни и творчестве известного артиста балета Сергея Полунина, который стал широко известен после выхода клипа Hozier — Take Me To Church режиссера Дэвида Лашапеля. Фильм «Танцовщик» посвящён биографии артиста, который еще в 17 лет был принят в труппу лондонского Королевского балета, а спустя два года стал самым молодым премьером в истории труппы. 

Можно посмотреть по ссылке

«Первая позиция» (2011)

Документальные фильмы о балете смотреть всегда интересно, ведь интриги в них не меньше, чем в художественных, а правда жизни оказывается куда драматичнее, чем любая придуманная история. «Первая позиция» Бесс Каргман рассказывает о шести юных танцовщиках в возрасте от 11 до 17 лет как историю о потерянном детстве.

Можно посмотреть по ссылке

В девять лет Ролан Пети сказал, что уйдет из дома и не вернется, если его не отдадут в балет. Так и начался творческий путь знаменитого французского балетмейстера.

«Большой Вавилон» (2015)

По-настоящему драматический документальный фильм. Дело в том, что сезон 2013–2014 гг. в Большом театре, в течение которого был снят фильм, оказался не из веселых: именно тогда был облит кислотой руководитель балета Большого Сергей Филин, а сам театр намного чаще упоминался в криминальных новостях, нежели в разделах СМИ, посвященных культуре. Но, несмотря на бури скандалов и сплетен, «корабль», как говорит в фильме танцовщик и педагог с полувековым стажем Борис Акимов, продолжает плыть, балетная труппа, как настаивает Роман Абрамов (чья профессия обозначена в титрах как bilet devotee), является лучшей в мире даже сейчас, а Большой театр остается, как уверен член его попечительского совета Александр Будберг, одним из двух важнейших брендов России — наряду с автоматом Калашникова.

Можно посмотреть по ссылке

«Красные башмачки» (1948)

Самый старый художественный фильм в этом списке, можно сказать уже история кино. Руководитель труппы решает поставить для своей примы Виктории балет по сказке Андерсена о танцовщице, которая дотанцевалась до смерти. Фильм Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера — это образец отличной драмы, на которую равняются все постановщики кино о балете.

Можно посмотреть по ссылке.

«Третья молодость» (1965)

Художественный фильм советско-французского производства 1965 года. Экранизация романа Пьера Жильбера. Париж, середина XIX века. Молодой Мариус Петипа собирается в дальнюю дорогу, в Петербург, куда он приглашен в качестве первого танцовщика. Он не ведает, что жизнь его сложится и счастливо, и драматично, что его творчество составит славу и гордость русского балета.

Можно посмотреть по ссылке.

«Поворотный пункт» (1977)

Две приятельницы-балерины — одна бывшая, променявшая сцену на семью, другая настоящая, поставившая все на карьеру, встречаются спустя много лет и умирают от зависти друг к другу. Фильм Герберта Росса, заслужившего славу главного голливудского специалиста по мелодрамам («Стальные магнолии») и балету («Нижинский» и «Танцоры»). Хореография Михаила Барышникова придает исключительную достоверность картине — «Поворотный пункт» номинировался на 11 «Оскаров».

Можно посмотреть по ссылке.

Нынешнее здание Большого театра – четвёртое по счёту, оно было возведено в 1856 году. Первое, второе и третье здание постигла одинаковая участь - они сгорели.

«Белые ночи» (1985)

Можно сказать, что в этом фильме Михаил Барышников играет практически самого себя — сбежавшего на Запад советского танцовщика Николая Родченко, которого КГБ обманом пытается заставить вернуться на родину. Кстати, Барышников во время съемок выступил в роли языкового консультанта — следил за тем, чтобы русский на экране не резал слух, а не так, как обычно это бывает в голливудских фильмах.

Можно посмотреть по ссылке.

«Авансцена» (2000)

Драма известного британского театрального режиссера Николаса Хитнера о 12 студентах академии Американского балета. Жизнь главных героинь — таких разных, что без конфликтов просто не может обойтись — показана не только как вечные упражнения у станка, а как приключение, которым и должна быть для студенток учеба в Нью-Йорке.

Можно посмотреть по ссылке.

«Билли Эллиот» (2000)

Простой английский мальчик Билли не хочет заниматься боксом — он хочет танцевать на сцене в облегающих белых трико, что, понятно, повергает в ужас отца, провинциального работягу и вдовца. Собрав в мировом прокате больше $100 млн при бюджете всего $5 млн, «Билли Эллиот» стал классикой жизнеутверждающих мелодрам об исполненных мечтах обычных англичан.

Можно посмотреть по ссылке.

«За мной последний танец» (2001)

После смерти матери белая девушка вынуждена попрощаться с карьерой балерины и начать жить «в реальном мире», в данном случае в черном квартале Чикаго. Хип-хоп, которому начинает обучаться героиня, становится метафорой настоящей современной жизни, в которой, однако, хорошая классическая школа тоже может пригодится.

Можно посмотреть по ссылке.

«Труппа» (2003)

Предпоследний фильм классика американского кино Роберта Олтмена. Участие чикагской Joffrey Ballet придало фильму эффект почти документального «подсматривания». Как будто камера отстраненно фиксирует отношения танцовщиков и их работу. Главную роль исполнила Нив Кэмпбелл, изначально планировавшая карьеру балерины и только позже перешедшая в кино.

Можно посмотреть по ссылке.

«Последний танец» (2003)

Поклонники знаменитых «Грязных танцев» и Патрика Суэйзи точно не останутся равнодушными. Патрик Суэйзи и Лиза Ниеми, которые являлись супругами в реальной жизни, играют в фильме пару танцовщиков, которые встречаются спустя семь лет разлуки и вместе ставят важный для их некогда родной труппы спектакль.

Можно посмотреть по ссылке.

«Черный лебедь» (2010)

Триллер Даррена Аронофски, за исполнение главной роли в котором Натали Портман получила «Оскар». Режиссер последовательно и даже маниакально показывает жертву, на которую приходится идти любому художнику, если он хочет перепрыгнуть через себя и стать лучшим в профессии. Шикарный звездный состав: Венсан Кассель, Мила Кунис и даже Вайнона Райдер в роли ушедшей на покой прима-балерины, поможет вам насладиться не только драматической составляющей ленты, но и удивительной возможностью — узнать «кухню» балета, увидеть подготовку к премьере «Лебединого озёра».

Можно посмотреть по ссылке.

«Полина» (2016) 

Французский фильм Валери Мюллера и Анжелина Прельжокажа снят по мотивам графической новеллы Polina Бастиона Вивеса. В центре ленты — история девушки, которая с самого детства живет балетом, но в подростковом возрасте устает следовать постоянным правилам и расписанию. Героиня решает уехать в Париж, чтобы начать там новую жизнь. В роли именитых хореографов — Жюльет Бинош и Нильс Шнайдер: по мнению критиков, в кадре они работают так, как будто танцевали всю жизнь.

Можно посмотреть по ссылке.

«Большой» (2017)

В фильме режиссёра Валерия Тодоровского рассказывается о восхождении молодой провинциальной девушки на сцену Большого театра. Знатоков балета порадует то, как щепетильно подошли к работе над картиной: благодаря работе консультантов, слух не режет неправильное употребление терминов, а глаз — «разболтанные» тела. Фильм стоит посмотреть и благодаря блистательной Алисе Фрейндлих, в роли строгой, но справедливой преподавательницы.

Можно посмотреть по ссылке.

«Не оставляй меня» (2017)

Это пронзительная драма режиссёра Биргитте Стэмозе о взаимоотношениях двух артистов балета. Дарлинг (Дарница Чурчич) — известная на весь мир балерина. Франс (Густаф Скарсгард) — главный мужчина в ее жизни, пара и наставник в профессии. Они возвращаются на родину, в Копенгаген, после долгих гастролей по миру. Вместе они планируют поставить на сцене Королевского театра «Жизель», где у Дарлинг будет главная партия. Во время первой репетиции героиня падает от боли — она больше не может танцевать. Теперь центром внимания для балета и Франса становится молодая балерина — новая Жизель.

Можно посмотреть по ссылке.

В 1974 году в составе труппы Большого театра Михаил Барышников прибыл на гастроли в Канаду, где  получил предложение выступать в составе труппы «Американского театра балета». Барышников согласился и вошел в состав «невозвращенцев» - артистов, которые эмигрировали за границу.

«После тебя» (2016)

В фильме рассказывается история известного артиста балета Алексея Темникова, его сыграл Сергей Безруков. Карьера гениального танцовщика прервалась в девяностые годы из-за травмы. Двадцать лет спустя Алексей узнал, что травма прогрессирует, и совсем скоро он не сможет ходить, что кажется ему равносильным смерти. До того, как это случится, Темников решает поставить балет, задуманный уже давно, но так и не осуществленный из-за страха неудачи. Партнерами проекта стали Мариинский театр, Валерий Гергиев и Раду Поклитару, известный российскому зрителю по проекту «Танцуй!» на Первом канале, а в роли самих себя снялись маэстро Валерий Гергиев и Александр Сиваев, художник по свету, лауреат «Золотой маски».

Можно посмотреть по ссылке.

«Плоть и кости» (2015)

Драматический мини-сериал, созданный американской актрисой и продюсером Мойрой Уолли-Бекетт. Известный танцор Итан Стифел стал консультантом и хореографом сериала. 

История рассказывается на редкость современная — талантливая балерина не только борется за право стать солисткой и сиять в лучах славы, но и сражается с демонами прошлого, которые продолжают преследовать ее в настоящем.

Можно посмотреть по ссылке.

«Балерина» (2016)

Это, кажется, единственный полнометражный анимационный фильм, сюжет которого целиком и полностью «завязан» вокруг балета. События мультфильма разворачиваются в Париже конца XIX века. Девочка Фелис и её друг Виктор живут в приюте. Она мечтает стать балериной. Он — изобретателем. Чтобы воплотить свои мечты, Виктор предлагает сбежать, а будущая балерина соглашается. Мечта Фелис исполняется — её зачисляют в балетную школу, но впереди ещё много трудностей и приключений.

Можно посмотреть по ссылке.

Балет «Симфония в трёх движениях», часть которого мы можем увидеть в фильме, действительно, включен в репертуар Мариинского театра.
Успешный диалог
Все просто
Верно!
В 2020-2021 годах Трианонский диалог уделяет приоритетное внимание вопросам экологии

Войдите или создайте профиль