Ива Ксеневич, у которой всегда дело в шляпе

1 июня 201911080

Французские истории необычных людей: как девочка из Беларуси стала шляпной модисткой в Париже

Открываем новую рубрику интервью с Ивой Ксеневич — дизайнером и шляпной модисткой, у которой всегда дело в шляпе.

Ива согласна с Кристианом Лакруа, который однажды сказал: «С тех пор как исчезли шляпы, городские улицы потеряли изрядную долю своего шарма и благоразумия».

Шляпы от Iva Ksenevich уже покорили мир, их носят звезды, фотографии с ними регулярно публикуют в модных журналах: Vogue, Elle, L’Officiel и Harper’s Bazaar. 

Но Ива не останавливается на достигнутом, стремится к новым вершинам, старается развивать свой талант и получать новые знания. Сейчас она учится в парижском университете. Мы поговорили с ней о том, как воплощать мечты в жизнь, несмотря ни на что…

Как девочка из Беларуси стала известной шляпной модисткой, чьи произведения носят Рианна и Наталья Водянова?

— Путь был очень длинный, и, конечно, когда я жила в провинциальном беларуском городке Жодино с населением 60 тысяч человек, то и представить себе не могла, что когда-нибудь буду жить в Париже, учиться здесь и даже немного преподавать…

В моем родном городе каждое утро половина населения идёт на завод «БЕЛАЗ», а вторая половина (прекрасная) спешит на фабрику шить одежду… Сам городок очень милый и уютный, но у меня всегда было ощущение, что я там не останусь. Наверное, это можно сравнить с подсознательной уверенностью, которая не даёт тебе расслабиться и заставляет двигаться вперёд. Похожее ощущение позже настигло меня в Минске, а через 10 лет нагнало и в Москве.

Ты переехала в Минск, потому что…

— …вышла замуж. Мне было 19 лет, я поступила, а потом с успехом окончила факультет иностранных языков в Минске. Прожила в нем 7 лет. В 22 года открыла своё ИП и студию — стала парикмахером. Мне очень нравилось «работать руками», думаю, именно эта работа привила мне ощущение формы…

Правильно понимаю, что художественного образования у тебя нет?

— Да, вот сейчас пробелы и восполняю. Меня спасло то, что у меня родители высокоинтеллектуальные: дома всегда было много книг по искусству, что, конечно, дало какую-то базу. Но глобально можно сказать, что я модистка-самоучка.

Расскажи подробнее, как от стрижек ты пришла к шляпам?

— Как-то я приехала «потусить» в Лондон. Но праздный туризм не люблю, всегда стараюсь попробовать что-то новое или поучиться чему-то, что связанно с этим местом. А разве можно представить Лондон без шляп?

Решилась попробовать — пройти недельный курс у Розы Кори (между прочим, королевской шляпницы). И мне очень понравилось! Хотя даже тогда я ещё не задумывалась о том, что это может стать моей профессией. Меня просто «зацепила» шляпная тема и захотелось узнать об этом больше.

Оказалось, что создание шляпок совмещает в себе все, что мне нравится: моделирование и работу руками… Кому-то это покажется скучным, но для меня это скорее медитативное занятие — могу без перерыва просидеть за швейным столом и пять, и семь часов.

Компания на этом недельном курсе подобралась интернациональная: я была единственной славянкой, было несколько англичанок, немка. Все приехали в Лондон специально за тем, чтобы научиться делать шляпки. Мы учились шить, пили чай и общались в старинном лондонском особняке… Мне так понравилось, что я решила продолжать, было очевидно, что полученных за неделю знаний недостаточно.

На этот раз нашла шляпницу в Париже — Эстель Ромуз, у неё своя студия, и она даёт частные уроки… Мы занимались неделю тет-а-тет. Я познакомилась с её альтернативной школой: разница в терминологии, в материалах, в подходе.

— Когда я готовилась к интервью с тобой, узнала, что есть английская — классическая — школа шляпного дела и французская — экспериментаторская. Какая школа тебе ближе?

— Я рада, что начала именно с английской — она традиционная. То, что нам дала Роза Кори (а ей на тот момент было 80 лет) — это старинные английские техники: только ручная работа (твои руки, напёрсток, иголка и ножницы) и никакого клея — все ради качества.

Можно сказать, что шляпки при таком подходе получаются уровня «от кутюр».

А Эстель Ромуз во Франции — это немного другая история. Она много лет проработала в театре бутафором, что нашло отражение в её технике: все нацелено на эксперимент и оперативность — может использовать и швейную машинку, если это позволит сэкономить время без ущерба качеству.

Вот на базе того, что мне дали эти такие разные шляпницы за две недели учебы, я и начала потихоньку развиваться в «шляпном» направлении. Много придумывала сама, экспериментировала, даже разработала собственные техники, которые сейчас успешно преподаю.

Сколько ты уже в «шляпном бизнесе»?

— С 2013 года, получается 6 лет…

Avatar
Автор
Екатерина Мареева
Кристиан Лакруа французский модельер, основатель дома высокой моды Christian Lacroix.

И сейчас ты снова учишься в Париже?

— Да, учусь в магистратуре института высоких искусств IESA Arts & Culture, выбрала специализацию «Люкс и искусство». Почему именно люкс? Согласись, головной убор — это сейчас предмет роскоши, аксессуар для дам из высшего общества и шоу-бизнеса. Это образование даёт мне возможность узнать, как рынок люкса функционирует во Франции — посетить модные дома и бутики, посмотреть, как развиваются премиальные бренды, понять, как все это работает изнутри — это очень интересно!

Учиться нужно год, сейчас пробую попасть на стажировку в замке Шато де Вие. Владельцам замка очень понравились мои шляпки, и они предложили проводить у них мастер-классы и фотосессии в шляпках. Мы уже потихоньку готовимся: проводим съёмки для журналов, вот недавно сделали проект для мексиканского Vogue.

А что с языковым барьером? Ты учишься на английском или французском языке?

— Учеба проходит на английском — 80 % группы не знают французского, но я свободно говорю по-французски (второй язык во время учебы на инязе). Здесь как раз его и практикую: в ежедневных делах и в бизнесе — веду переписку, общаюсь по телефону.

Хочу затронуть щепетильную тему — финансовую. Учиться во Франции достаточно дорого, как ты нашла деньги на учебу? Выиграла гранд, накопила?

— Для начала посоветую всем, кто только мечтает о такой учебе, — ничего не бойтесь! Естественно, денежный вопрос встал ребром, как только я решила учиться во Франции. Учеба в частных университетах недешевая, но у них есть преимущество перед государственными — выдают тот же самый диплом государственного образца, а процесс поступления намного быстрее. В государственных университетах часто очереди на пару лет вперёд, а у меня просто нет этого времени — мне уже 34 и учиться в 40 лет не хотелось бы. В будущем я планирую продолжать образование, но уже в формате мастер-классов, чтобы узнать больше о понравившейся технике.

Когда я рассказывала, что хочу учиться во Франции, все задавали один и тот же вопрос: «А где ты возьмёшь на это деньги?»

Ответа у меня не было, как и денег. В тот момент во всю бушевал кризис, евро просто взлетел — быстро заработать сумму, необходимую для учебы, шансов не было.

Моя жизненная политика — живу по средствам, не беру кредиты, не делаю долгов. Все, что зарабатываю сверх своих потребностей, вкладываю в развитие своей марки. Знаете, бренд, как ребёнок, чем больше растёт, тем больше всего ему нужно: PR-специалисту заплатить, съемку организовать, look book снять. Так что возможности откладывать про запас у меня просто не было.

Я подумала и впервые решилась попросить денег в долг. Набросала список из 30 платёжеспособных друзей, знакомых, клиентов и хотела написать каждому из них, чтобы постепенно собрать нужную сумму. Для меня это был тот самый «выход из зоны комфорта».

Собралась с духом и написала первое письмо постоянной клиентке — достаточно высокопоставленной даме, утешала себя мыслью, что деньги на учебу прошу — благородная причина.

Через 20 минут я получила ответ: «Давай реквизиты университета, завтра переведу всю сумму». И действительно перевела, даже расписку не взяла. Такое вот абсолютное доверие.

Я, конечно, была немного в шоке. Считаю это прекрасным примером того, что Вселенная правда поддерживает нас, когда мы принимаем правильные решения.

Моя патронесса бывает временами в Париже, мы всегда встречаемся, ей интересно, как проходит моя учёба и какие у меня успехи. Можно сказать, что она меценат, который увидел мой талант, поверил в меня и решил поддержать.

Какая вдохновляющая история! Чему она тебя научила?

— Я поняла, что не стоит бояться просить. Это сложно, особенно сильным и самостоятельным людям. Но твой запрос обязательно будет услышан и решение найдётся. Главное — пробовать и двигаться к своей мечте.  В этом и вижу развитие, когда делаешь то, на что сложно решиться, иногда через невероятное внутреннее сопротивление и большой страх.

— Ты проделала такой большой путь. Что тебе помогало?

— То, что помимо явных творческих способностей есть и организаторские. А ещё у меня все в порядке с самоорганизацией. Многие задают вопрос: «Я так хочу переехать в Париж, быть свободным художником… Только не знаю, что для этого надо делать. Иностранных языков не знаю».

Меня в сложных ситуациях выручает to do plan: записываю все, что надо сделать для того, чтобы осуществить свою задумку. Если в него что-то забыла внести — то и не сделаю этого.

План структурирует и мотивирует — цель перестаёт быть абстрактной, и к ней ведёт пусть и длинная, но уже вполне осознанная вереница определённых и посильных шагов.

Начинается все с мелочей: если одна из больших задач для осуществления мечты — это освоение иностранного языка, то прямо сейчас можно и нужно найти подходящую школу, курсы или преподавателя, а завтра сделать следующий шаг — записаться или пойти на пробный урок. Ещё прямо сегодня можно начать слушать иностранную радиостанцию, хотя бы 30 минут в день!

Когда я в очередной раз приехала в Париж, сидела в кафе и пила капучино, то поняла, что не хочу уезжать из этого города — хочу поступить в университет и учиться здесь, остаться здесь жить. И тут же в кафе я начала составлять такой to do list:

  1. Найти университет. Как? Приехать через месяц на неделю и пройтись по университетам, узнать все о программах и условиях поступления.
  2. Найти деньги. Как? Составить список из состоятельных друзей и знакомых, пробовать собрать нужную сумму в долг. Если этот вариант не сработает — узнать о банковских кредитах.
  3. Надо выбрать специализацию, понять, какое именно образование я хочу получить, чтобы это была не просто бумажка, а полученные знания и навыки помогли развитию в моем бизнесе.

Если честно, сначала я собиралась выбрать направление fashion, но именно в этой индустрии денег мало, если ты не забрался на самые верхние «звездные» позиции. А вот в люксе деньги есть: ты изначально работаешь в премиум-сегменте или с большим брендом.

В моем университете есть отдельное направление — «Современное искусство», там много студентов, но вот денег в этом сегменте нет вообще. Значит, после учебы вчерашние студенты пойдут работать с утра до вечера в галерею — это если повезёт! Если есть предпринимательская жилка, то можно попробовать открыть свой собственный арт-проект, но принесёт ли это доход, станет ли проект успешным — это очень большой вопрос.

А если выбираешь направление «Люкс», то автоматически попадаешь в места, где деньги водятся — бутики, премиальные бренды… Я таким образом попала в замок — это люкс, проводить свои мастер-классы в замке — это отличная возможность. Но я бы никогда не попробовала связать свой бренд с люксовыми проектами в замке, если бы не учёба в университете.

Верю, что когда выбрана цель, ты аккумулируешь энергию и внимание вокруг нужной темы, то Вселенная тебе помогает: появляются интересные предложения, открываются неожиданные возможности, появляются оригинальные решения вопросов…

А ещё не стоит забывать, что мы живем в мире технологий. Не стесняйтесь спросить Google.

В интернете можно найти ответ на любой, даже самый непростой и необычный вопрос — посидеть на специализированных форумах, зарегистрироваться в сообществах по интересам и т. д. Когда я готовила документы для поступления, то нашла нужную информацию именно на форумах, там были людей со схожими проблемами, они мне очень многое подсказали.

Все проблемы, на самом деле, решаемы. Просто надо поставить себе четкую цель, определить для себя ключевые пункты — своеобразные промежуточные цели, и идти к каждой из них маленькими шажками. Пусть это будут буквально baby steps — именно они помогают двигаться в заданном направлении.

IESA Arts & Culture — основаный в 1985 году, институт является частным высшим учебным заведением, обучающим ремеслам на рынке искусства, культуры и мультимедиа.

А ещё очень мотивирует ощущение, что ты уже движешься в правильном направлении. Главное — не бояться, а просто идти вперёд. Пусть иногда и приходится шагать навстречу собственным страхам, выходить из зоны комфорта. Я то же самое слышала от Марины Абрамович, сербской художницы, которая сама себя сделала.

Я заметила, что у людей из маленьких городов сознание сжато вокруг своего города. Такое ощущение, что сжимается их осознание мира, который на самом деле такой огромный. А в больших городах легче мыслить широко и масштабно. После десяти лет в Москве, если честно, даже Париж кажется по-деревенски спокойным и размеренным.

Какие минусы ты заметила в Париже?

— Здесь очень утомляет вечная бюрократия, нужно все время собирать и оформлять какие-то бумажки… В какой-то момент мне пришлось восстанавливать документы — обокрали на улице, вытащили паспорт, все деньги, все карточки…

Это случилось буквально месяц спустя после моего переезда в Париж. Можешь себе представить: одна, без денег, без документов, в незнакомом городе… В посольстве говорят, что восстановить документы здесь нельзя — надо ехать в Минск, а если я выеду, то не смогу вернуться — французская виза же была в украденном паспорте.

А еще и мой первый арендодатель в Париже оказался психически больным — страдал шизофренией, серьезно собрался на мне жениться в его 50 лет… Было ощущение, что город устроил мне серию испытаний: выдержишь — останешься…

В какой-то момент я даже думала сдаться и уехать домой. Зима на носу, учеба, все эти проблемы… Звонила родителям, мама сказала: «Конечно, ты можешь уехать. Мы всегда ждём тебя дома, в Беларуси. Но ты помнишь, что ты сама выбрала этот путь? Может, стоит остаться и сделать все, что ты задумала?»

Я не из тех, кто легко сдаётся, решила остаться и опять по чуть-чуть, маленькими шажками решала все проблемы. Восстановила документы — новый паспорт выдали буквально две недели назад! Оказывается, паспорт гражданина Беларуси могут выдать взамен утерянного и в Париже, но только чиновники в посольстве, конечно, об этом не рассказали.

Они сообщили, что мне нужно возвращаться и переделывать визу — а у меня нет на это времени, учеба идёт! Пока консул ходил и оформлял какие-то бумажки, я осмотрелась и заметила на стене объявление «Услуги, представляемые консульством». Оказалось, что одна из услуг — восстановление паспорта при экстренных обстоятельствах. А мне об этом ни слова не сказали! Все уши прожужжали, что сделать это невозможно здесь и единственный вариант — лететь в Минск.

Поняла в очередной раз, не надо идти на поводу у людей и ситуаций.

Вернулся консул, я обратила его внимание на это объявление. Он сразу начал юлить, что это только в экстренных ситуациях. Так у меня как раз — экстренная! Консул начал аргументировать свою точку зрения тем, что это займёт много времени — целых четыре месяца. Но я готова была подождать свой паспорт в Париже, спокойно продолжая учебу.

И наконец, легкомысленный вопрос: что такое парижский стиль?

— Париж — монохромный город, хотя и очень светлый, радостный! В одежде — диктатура черного цвета. Я бы не сказала, что парижанки очень следят за собой: и ногти могут быть не идеальными, и седина не закрашена… Их шарм — внутри, в позе и в жестах, в красной помаде…

Вот мы как раз недавно изучали культуру террас, которая оказывает на парижан сильное влияние. Квартиры тут крохотные, поэтому ближайшее кафе-терраса становится продолжением дома. Сюда ходят как в своеобразный уличный театр — себя показать, на других посмотреть. И, естественно, к выходу в люди готовятся. Стильная прическа, яркая помада, маленькая собачка (большие в маленьких квартирах просто не поместятся), монохром — простые составляющие парижского шика.

Какое напутствие ты дашь нашим читателям?

— Хорошо помню свою собственную растерянность и желание получить хоть какой-то совет. И как приятно, когда тебе отвечают и хотя бы что-то доброе желают.
Помню, как общалась с дизайнером, который делал проект для Gucci, я спрашивала у него, что и как. Он ответил мне: «Не волнуйтесь, у вас очень классные работы! Главное — верьте в себя, и все получится». Поэтому пишите мне в Instagram: @iva.ksenevich! Всегда стараюсь отвечать на вопросы и буду рада поддержать вас.

Марина Абрамович — сербский мастер искусства выносливости. Её работа исследует отношения между художником и аудиторией, пределами тела и возможностями ума.
Успешный диалог
Все просто
Верно!
В 2020-2021 годах Трианонский диалог уделяет приоритетное внимание вопросам экологии

Войдите или создайте профиль