Парижская вилла Ла Рош / Жаннере — музей прославленного архитектора Ле Корбюзье

20 марта220

Каждый великий архитектор — обязательно — великий поэт. Он должен быть большим оригиналом, переводчиком своего времени, своей эпохи.
Американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт

Это высказывание справедливо для Ле Корбюзье — художника, дизайнера, архитектора, первопроходца стиля «модерн», талантливого публициста. Его стиль легко узнать по свободному фасаду и свободному плану, блокам, парящим над землей, и необработанному бетону. Именно он подарил архитекторам и дизайнерам творческую свободу, уничтожил рамки, позволил строить так, как «они видят». 

Ле Корбюзье сформулировал свои архитектурные принципы в пяти пунктах. Они назывались «Пять отправных точек архитектуры» и были опубликованы в его собственном журнале L’Esprit Nouveau. 

  • Первый — столбы-опоры, что-то типа домов на сваях, приподнятых над поверхностью. 
  • Второй — плоские крыши-террасы, на которых можно разбить сад.
  • Третий — свободная планировка, доступная благодаря не несущим бетонным стенам.
  • Четвертый — ленточные окна, которые можно растянуть от угла до угла.
  • Пятый — свободный фасад из самых разнообразных материалов.

Любимый цвет дизайнера — белый. Ле Корбюзье считал, что этот цвет очищает жилище человека. Гармония — вот к чему так упорно стремился в своих проектах архитектор.

Сейчас в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО находятся 17 объектов, возведенных по проектам Ле Корбюзье. Строения, удостоенные особого статуса, расположены в семи странах: кроме Франции, это Германия, Швейцария, Бельгия, Аргентина, Индия и Япония. Невероятно, но здание, спроектированное Ле Корбюзье, есть и в Москве: это построенный в 1936 году дом Центрального союза потребительских обществ.

Образ самого Корбюзье был таким же запоминающимся, как и его работы. Он носил строгий темный костюм, галстук-бабочку и круглые роговые очки, ставшие его своеобразным фирменным знаком. 

Парижская вилла Ла Рош / Жаннере была спроектирована в 1923 году, построена в 1925-м. Местом строительства стал пригород Парижа Отёй (Auteuil), в то время ещё самостоятельный город, а сегодня — часть XVI округа Парижа.

Двойное имя виллы объясняется тем, что у неё было два хозяина. Здание изначально планировалось как пространство, в котором будут жить две семьи. Глава первой — Рауль Ла Роша — банкир из Лозанны и одновременно собиратель нового, модернистского искусства; Ла Роша был владельцем весьма значительной коллекции кубистской живописи, частью которой были картины самого Ле Корбюзье. Вторым владельцем виллы стал брат архитектора — Эдуард Жаннере. Если встать лицом к главному входу виллы, то апартаменты Ла Роша будут находиться слева, а апартаменты семьи Эдуарда Жаннере — справа.

К апартаментам Ла Роша Ле Корбюзье пристроил студию-ателье. В этой студии разместилась кубистская коллекция Ла Роша. Именно эта студия стала первым «домом на ножках», построенным Ле Корбюзье. 

С 1968 года в здании располагается Фонд Ле Корбюзье, занимающийся сохранением и популяризацией наследия архитектора. Сотрудники Фонда большое внимание уделяют исследовательской и просветительской работе. Двери Центра документации в вилле Жаннере открыты для студентов, любителей и специалистов. Фонд регулярно пополняет коллекции своего музея, организует научные конференции и семинары, выделяет средства для стипендий, издательской деятельности.

Важным направлением деятельности Фонда по планам Ле Корбюзье было содействие признанию живописных, графических и пластических произведений архитектора и сохранение их. В своем меморандуме 1957 года Ле Корбюзье лично указал первые 20 картин, которые должны были занять своё место в залах музея. В дальнейшем этот список многократно расширялся. 

В собрании созданного в 1968 году музея сейчас находится около 8 тыс. рисунков и чертежей, выполненных рукой Ле Корбюзье, а также его теоретические труды по архитектуре и изобразительному искусству.

Отдельный фонд составляют живописные полотна, общее количество которых превышает 400 экземпляров. Важную часть коллекции музея составляет архив фотографий. В музее есть произведения искусства, созданные отцом Ле Корбюзье, который был художником-эмальером.  

Узнать подробности можно на официальном сайте фонда.

В 1942–1955 годах Корбюзье разработал спираль модулора — размерную шкалу, по которой все строительство можно вести в человеческом масштабе. Архитектор ориентировался на движение человека — как он ходит, сидит, лежит.
Успешный диалог
Все просто

Войдите или создайте профиль